Зубные нервы, описание и расположение

Зубной нерв
09.12.2016

Зубной нерв — одна из составляющих мягких тканей зуба, его центральной части (пульпы). Пульпа располагается под эмалью и слоем дентина и составляет зубную полость. В состав пульпы входит три основных элемента — артерия, вена и нерв. Они проникают в зубную полость по апикальным каналам, которые открываются на верхушках корней. Количество каналов равно количеству корней в зубе. Если зуб имеет один корень, то и количество каналов, соответственно, равно одному, если два корня, то двум и т.д.

Функции нервов в зубах

Основная функция нерва — чувствительная. При распространении бактериального поражения (кариеса) на глубокие ткани зуба возникает болевая реакция. Боль — сигнал организма о том, что случилась неполадка, и требуется помощь. Нерв не располагается в полости зуба изолированно. Он является частью сосудисто-нервного пучка, компонентом пульпы зуба. Функции пульпы разнообразны:

• питание зуба;
  • рост и развитие;
  • минерализация эмали и дентина;
  • иммунная защита.

Пульпу зуба лечат и стараются сохранить во всех случаях, когда это возможно. Особенно важно сделать это у детей и подростков, так как их зубы еще окончательно не сформировались.

В каких случаях приходится удалять зубной нерв?

Зубной нерв всегда следует удалять при развитии пульпита — воспаления сосудисто-нервного пучка зуба. Пульпит возникает при попадании в полость зуба бактерий при глубоком кариесе, с током крови из удаленных очагов инфекции или через внутрикостные синусы (например, при хроническом гайморите). При этом пульпа воспаляется, из-за малого пространства зубной полости отток крови затрудняется, происходит сдавление нерва, и, как следствие, сильная боль.

Распознать пульпит можно по следующим признакам:

• боль возникает самопроизвольно, а не только под воздействием температуры или сладкой, кислой пищи;
  • боль пульсирующая, носит приступообразный характер — то ослабевает, то вновь усиливается;
  • в ночное время боль чувствуется острей — это связано с расширение сосудов ночью;
  • часто человек не может сказать, какой зуб у него болит, так как в воспалительный процесс вовлекается весь нерв зубного ряда; если пульпит долго не лечить, боль стихает — это говорит о гибели нерва.

Можно ли удалить нерв безболезненно?

Современная стоматология предполагает безболезненное удаление нерва за одно посещение. При этом чаще всего используется проводниковая анестезия, когда блокируется вся ветвь нерва, обеспечивающая чувствительность соответствующей половины челюсти. При большом объеме вмешательства требуется установка временной пломбы на несколько дней. Так стоматолог сможет понять, как зуб реагирует на пломбировочный материал, и удалось ли добиться полной очистки воспаленной пульпы. На повторном приеме устанавливается постоянная пломба. Мышьяк сегодня применяется редко ввиду его большой токсичности и невозможности полностью убить живые ткани нерва в определенном проценте случаев.

Сколько может прожить зуб без нерва?

Зуб без нерва может темнеть и разрушаться быстрее, так как обменные процессы в нем не поддерживаются на прежнем уровне. Однако при грамотном лечении и последующем уходе такой зуб может прожить неопределенно долго. Стоматолог пломбирует каналы (нередко под микроскопом) и максимально изолирует ткани зуба от воздействий внешней среды. Это называется герметичной реставрацией. При использовании современных коронок или вкладок зуб служит пожизненно.

этапы удаления нерва

Удаление нерва в «Русско-Американском стоматологическом центре»

«Русско-Американский стоматологический центр» предоставляет услуги по безболезненному удалению зубного нерва с последующей пломбировкой каналов и герметичной реставрацией зуба. Зуб приобретает эстетичный внешний вид и пожизненный срок службы. Записаться на прием можно, позвонив по телефону в Москве +7 (499) 269-13-92 или +7 (499) 269-72-72. Клиника располагается по адресу ул. Русаковская, д.28 (метро «Сокольники»).