Повышенная стираемость зубов — причины и лечение

18.01.2017

Содержание статьи:

Естественный физиологический процесс стирания твердой зубной ткани происходит в течение жизни человека постоянно, при этом наблюдается четкая корреляция с возрастом - среди молодежи патология затрагивает около 5% населения, а после 50-ти лет от заболевания страдает каждый третий. В целом, статистика ВОЗ свидетельствует о том, что каждый десятый житель на планете страдает патологией стираемости зубов.

Что такое повышенная стираемость зубов

Значительная убыль твердой ткани может наблюдаться в отдельном зубе, группе или охватывать полный зубной ряд. Если до 30 лет заболевание встречается редко, то у старшей возрастной группы оно наблюдается в 16 – 18 % случаев. Причем, женщины меньше подвержены патологии, более 60% случаев полного стирания жевательных бугров боковых, режущих краев передних зубов приходится именно на мужчин.Рисунок стиемости зубов

Естественное физиологическое стирание зубов проходит несколько этапов:

• до 25 лет постепенно сглаживаются зубцы резцов и бугры моляров;
  • до 50 лет наблюдается заметное истирание зубов в границах зубной эмали;
  • в возрасте старше 50 лет процесс истирания частично затрагивает дентин.

К сорока годам зубные коронки в результате естественного физиологического стирания становятся на четверть короче первоначальной высоты здорового зуба. Если скорость изменений значительно превышает установленную физиологическую норму, речь идет о болезненном состоянии - патологической истираемости зубов. Аномальное интенсивное изменение твердых тканей зуба приводит к нарушению анатомической формы коронки. По мере развития потери зубного слоя, остановить заболевание становится намного сложнее, поэтому важно не пропустить начальный этап разрушения зубной эмали.

Основные причины стираемости зубов

Полиэтиологичный характер заболевания может определяться определенными группами причин - врожденными и приобретенными морфофункциональными дефектами твердых зубных тканей, их функциональной недостаточностью, перегрузкой и вредным воздействием на зубы. Перечислим подробнее наиболее распространенные из них:

• неправильный прикус, особенно когда верхние зубы полностью перекрывают нижний ряд;
  • неравномерная нагрузка при частичном отсутствии зубов;
  • неправильное питание, злоупотребление кислыми, газированными напитками, маринованными продуктами;
  • заболевания организма, сопровождающиеся повышенным выделением желудочного сока;
  • вредные условия производства, связанные с кислот, едких химических веществ;
  • вредные привычки, приводящие к повреждению эмали;
  • неправильная гигиена ротовой полости, злоупотребление абразивными, отбеливающими пастами;
  • недостаточно качественные зубные протезы;
  • бруксизм.

Классификация заболевания

Патологическая стираемость зубов классифицируется по многим признакам. В зависимости от степени разрушения различают четыре стадии:

1. Сглаживание бугров, режущих краев зубов.
  2. Полностью стирается зубная эмаль до внутреннего слоя зуба - дентина
  3. Сохраняется видимая часть зуба над десной в размере менее 2/3 от нормы.
  4. Зубная коронка сокращается да уровня десны.

Фото лечения стираемостиПатология может повреждать эмаль в совершенно разных направлениях, образуя горизонтальные, вертикальные, точечные и множественные рисунки на поверхности в разных плоскостях, разной протяженности. Формы стираемости зубов характеризуются по степени распространенности заболевания:

• локальные, захватывающие отдельные зубы;
  • генерализованные, охватывающие весь зубной ряд.

Первая форма является приобретенной, вторая больше зависит от врожденных факторов.

Симптомы стираемости зубов

На ранних стадиях жалобы клиентов связаны с неудовлетворительным эстетическим состоянием зубов и улыбки. Основным симптомом патологического состояния является постепенная утрата анатомической формы зубов. Сопутствующие признаки:

• изменение внешнего вида, естественного цвета эмали - появление шероховатостей и неровностей, прозрачности отдельных участков;
  • повышение чувствительности к разным типам раздражителей – механическим, термическим, химическим;
  • образование острых поверхностей, краев, травмирующих прилегающую слизистую;
  • постепенная утрата рельефа зубных рядов приводит к изменению траектории жевательных движений в височно – челюстном суставе, в запущенной форме - речевого аппарата.

Укорачивание зубного ряда вызывает нарушение пропорций лица - нижняя часть уменьшается, вызывая появление носогубных складок, заломов в уголках рта, традиционных внешних признаков старения. Запущенные формы вызывают нарушение процесса жевания, заметное снижение слуха.

Лечение и профилактика стираемости зубов

Пока стирание зубов не вызывает болезненных ощущений, большинство пациентов склонно не замечать проблему либо не обращаться по этому поводу к врачу. Это в корне неправильно, ведь процесс уменьшения эмали необратим. Раннее обнаружение и лечение увеличивают шансы заметно затормозить его развитие. Комплексный подход к проблеме лечения включает целый ряд мероприятий, с целью не допустить осложненные формы стирания зубов:

• оперативное проведение лечения зубов, десен, всех элементов полости рта;
  • коррекция прикуса – ортодонтическое лечение с помощью брекетов;
  • своевременное восстановление зубов оптимальными способами;
  • если причина разрушения зубной эмали кроется в конструкции зубного протеза, необходима его обязательная коррекция;
  • регулярное насыщение эмали питательными препаратами, используя специальные каппы с гелевыми минеральными, витаминными растворами;
  • лечение бруксизма с целью избавления от давления на зубы доступными методами – снятие стресса, использование защитных капп.

Для восстановления эстетики зубного ряда используют:

1. Зубные коронки, помогающие воссоздать полностью видимую часть зуба над десной в запущенных случаях.
  2. Тончайшие керамические накладки – виниры, люминиры, ультраниры, которые фиксируются на передней, верхней поверхности зуб, при этом зубные ряды обрабатываются минимально.

Заболевание становится все более распространенной проблемой, поэтому значительную часть объема ортопедической помощи в клинике составляет лечение пациентов с патологической стираемостью зубов. «Русско-Американский стоматологический центр» предлагает каждому клиенту индивидуальный план профилактических и лечебных мероприятий с учетом причин, вида, степени патологии.

Клиника находится по адресу: Москва, ВАО, ул. Русаковская, д.28, рядом с метро Сокольники. Запись на прием ведется по телефону +7 (499) 269-13-92, круглосуточно доступна связь по электронной почте info@radc-clinic.ru.